Fra Евгений. (tornado_84) wrote in history_anekdot,
Fra Евгений.
tornado_84
history_anekdot

Categories:

Анекдоты о вятских.

Как сказка - мир. Сказания народа,
Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне.
Николай Заболоцкий, 1937 г.

До революции в России наиболее популярными героями народных анекдотов были пошехонцы (и вообще ярославские), с ними соперничали вятчане, жители Вятской губернии. Большая часть из нижеприведенных анекдотов взята мною из очерка этнографа и филолога Д.К. Зеленина "Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии" (1904 г.). Надо также отметить, что шутили друг о друге не только жители соседних губерний, но и соседних уездов, сел и деревень. Такие байки в народе были раньше очень популярны.

1. Вятчане всемером стреляли из ружья, купленного вскладчину. Все взялись - кто за приклад, кто за дуло. Одному места держаться не хватило, он промолвил: "Чать, и моя денежка не щербата!" и засунул палец в дуло.


2. Вятчане - толоконники. "Вятчане, где-то недалеко от города Котельнича, хлебали на реке Вятке толокно. Дело было так. Шел зимою по реке Вятке прохожий хлын (хлыновчанин - Е.В.), в сером азяме. Шел он из города Вятки. А было это в то время, когда город Вятка назывался Хлыновом. И вот вздумал хлын пообедать. Для этого он тут же на льду, вблизи проруби, выдолбил ножом ямку (колужинку), наподобие чашки, и своей "рукавичей зачерпнул из проруби водичи", которой и наполнил ямку; насыпал затем "толоконча", разболтал и, прикусывая ярушником, хлебал толоконо. О ту пору ехали мимо мужики, везли толокно. Завидев земляка, извозчики остановились.
 - Щё, дядя, поделываешь?.. Ликося, толокончё хлебаешь! Хлеб да соль! (ликося - гляди-ка. - Е.В.)
 - Милости прошаем, - ответил серый азям, а сам знай ложкой только "зафуфыривает".
Разманил азям извозчиков, сняли они свои "малахаи" и почесали затылки. Им тоже захотелось "толоконча". Но их была целая артель, а, стало быть, и чашка должна быть большая; однако они не задумались. Не долго думая, они всыпали в прорубь целый мешок толокна, благо ложки у каждого были, разболтали кнутовищем и попробовали хлебнуть, но хлебать было нечего: толокно пошло ко дну. Тогда они всыпали другой мешок, который также пошел ко дну. А хлын в азяме в это время покончил со своим толокном, снял шапку и помолился на восток. 
 - Кма ли высыпали? - спрашивает он (кма - много. - Е.В.).
 - Два мешка, - ответили мужики. почесывая затылки.
 - Ликося, какова мерека ухлопали, - сказал азям и пошел своей дорогой.
Долго толковали извозчики, как быть, и один из них, недолго думая, взявши ложку, нырнул в прорубь.
 - А ведь он один там толокно-то слачет, - решили мужики, и, взяв ложки, один за другим нырнули в прорубь..."

3. Вятчане поросенка на наседала (на насест) сажали:
 - Чепись, чепись, не то падёшь! курича о двух ногах, да чепиччя...

4. Вятчане колокол из лыка плели. "Щё это он не звонит: шлык да шлык?!" - А он сшит из лык. - Давай дальше за веревку дергать. Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис.

5. Вятчане пришли в Казань и дивятся на высокую колокольню.
 - Больно колокольнича-то высока! Как это хрест-от воткнули? - недоумевает один.
Другой отвечает:
 - Как воткнули: колокольничу-то нагнули, да хрест-от и воткнули. Отпустили, она и сбрындила!

6. Идет Первая мировая война. Взрывается снаряд. Воронка. В нее прыгает русский солдат. Взрывы продолжаются. В ту же воронку прыгает другой русский солдат. Закурили.
  - Ты откуда родом-то?
  - Да я с Вятки.
  - И я с Вятки.
Помолчали. Один задумчиво:
 - Эта ж надо, а! Война - мировая, а воюют одни вятские!

7. Разговор в поезде.
 - Вятский?
 - Вятский.
 - Знаю ваших! У вас поселок есть такой и речка - Тужа.
 - Ну есть.
 - А еще есть речки Пержа и Воя.
 - И такие есть.
 - Ну так вот, я к вам в гости приеду: за Тужу, за Пержу, за Вою.
Tags: 19 век, 20 век, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments